Анатолій : С вилами против креста: продолжение конфликта
Новость от Anatoliy Tkachenko
С вилами против креста: продолжение конфликта вокруг Десятинной церкви
Речь идёт об ущемлении прав – националисты говорят, что ущемляются права Украины, православные отвечают, что ущемляются права всего сообщества верующих. К чьим словам прислушается президент?
Утром в четверг, 27 октября, представители Конгресса украинских националистов, УНСО и организации Родноверов пикетировали Администрацию президента с требованиемизгнать Московский Патриархат с территории возле “фундамента” Десятинной церкви.
Националисты были крайне возмущены тем, что “Россия захватывает украинскую землю”. А представитель Родноверов старался донести до публики мысль, что война на этой земле идёт уже очень давно. Очевидно, имелся в виду конфликт христиан и язычников, и родновер отстаивал право последних на собственное мировоззрение, которое якобы ограничиваетсявосстановлением Десятинной.
Сердцем сего протестного ивента было: обличая КГБ/ФСБ, собрать и разрушить на асфальте возле Администрации карикатурный макет церкви, построенной православными в 2007 году возле “фундамента” Десятинной. Вот так “макет” собирали из картонок и зонтика:
А вот так разрушили:
Остатки “макета”, по замыслу организаторов, будут отправлены посылкой в Кремль.
LB.ua: – Вы выступаете вообще против церкви на том месте или только против церкви Московского Патриархата?
Юрий Шепетюк, глава киевской городской организации Конгресса украинских националистов: – Мы вообще против всех церквей на том месте. По законодательству Украины и международному праву остатки фундамента там должны быть музеефицированы.
LB.ua: – Не считаете ли вы, что отсутствие церкви на том месте есть свидетельство консервации результатов большевистского террора? Ведь это большевики разрушили там церковь.
Юрий Шепетюк: – Нет, это не большевики разрушили там церковь, а монголо-татары.
LB.ua: – Однако потом она была восстановлена и снова разрушена уже в 20-м веке. Если бы не большевики, то там уже была бы церковь, и она досталась бы Украине.
Юрий Шепетюк: – Ну, я считаю, что, не зная первоисточников, не зная, какой церковь была вначале, строить что-либо там невозможно.
LB.ua: – Например, Петра Могилу это не останавливало, и он даже в своём завещании указал, что церковь должна быть восстановлена. Всё равно и его мнение следует игнорировать?
Юрий Шепетюк: – Есть международное право, есть законодательство Украины. Вы поймите, это археологический памятник, это памятник культуры и государственности. Это есть святость. В мире подобные места музеефицируют, накрывают саркофагами, и люди туда могут заходить. Вот такой должна быть государственная позиция. И наш протест не означает, что мы к какой-то Церкви толерантны, а к какой-то – не толерантны.
LB.ua: – А вы общались с теми священниками, которые сейчас служат рядом с “фундаментом” Десятинной? Что они об этом всём думают?
Юрий Шепетюк: – Они по этому поводу вообще ни с кем не хотят общаться. Они вообще отрицают существование украинского государства, украинского языка. Это исключительно ФСБшная структура. Мы в этом убеждались не один раз. Это люди, которые могут взять в руки биты и бить людей.
LB.ua: – А каким вы прогнозируете развитие событий вокруг Десятинной?
Юрий Шепетюк: – Наша позиция должна быть чёткой и ясной: сопротивление будет. Если люди перейдут к партизанским действиям, к тому, чего очень не хочется... Мы сдерживаем людей. Уже была куча заявлений, что люди хотят сжечь ту часовенку. Я прошу... Мы должны заставить власти урегулировать эту проблему в согласии с законодательством. Власти должны демонтировать построенное там. И виновные должны быть наказаны в соответствии с законом.
А что же по поводу этой и подобных акций протеста думают сами православные? Те, которые – если верить националистам – и оккупировали часть украинской земли возле “фундамента” Десятинной.
Возможно, в это нелегко поверить, однако они не взяли в руки биты и, соответственно, не стали меня бить, а прокомментировали кампанию протеста, развёрнутую против них. Чувствовалось, что им редко давали слово. В роли пресс-секретаря выступил протодьякон Антоний.
LB.ua: – У вас тут что-то решается вообще со строительством?
Протодьякон Антоний: – На сегодняшний день всё на прежнем уровне. Единственное новое – был подан в Верховный совет законопроект о восстановлении церкви.
LB.ua: – Сохраняете надежду на решение в вашу пользу?
Протодьякон Антоний: – Конечно. Мы надеемся на благоразумие властей, чтобы воссоздать этот памятник нашей страны, нашей родины.
LB.ua: – Вот украинские националисты как раз и говорят, что это не ваша родина.
Протодьякон Антоний: – Наверное, их смущают слова “Московский Патриархат”... Само понятие "Московский Патриархат" появилось только после раскола, когда возник так называемый "киевский патриархат". Мы же – это Украинская православная церковь, у нас с Москвой – лишьканоническое единство. Наше строительство, мы надеемся, послужит преодолению раскола в Украине.
Ну, а протестуют против нас отдельные политические движения, которые хотят себя как-то пропиарить ввиду грядущих парламентских выборов. Десятинная для них – удобный предлог. Они вообще не желают нас слышать. Уже даже Синод заявлял, что здесь планируется постройка храма-музея: внизу будет музей, будут доступны остатки фундамента, будут выставлены найденные при раскопках артефакты, а вверху будет храм. В Европе есть такие примеры, когда одновременно действуют и музей и храм, когда и учёные работают и верующие молятся.
Наша концепция заключается в том, чтобы остался фундамент. Планируется использовать специальные столбы – археологи показали точки, которые не представляют археологической ценности, туда можно засверлить столбы, на них можно сделать площадку, и уже на этой площадке строить храм, а всё, что под ней, – музеефицировать.
LB.ua: – Я думаю, ваши противники всё равно не проникнутся этой идеей...
Протодьякон Антоний: – Но это же не только памятник города Киева, не только святыня ребят из Львова. Отсюда пошло православие, наша вера. Это святыня и Украины, и России, и Белоруссии, и не только. Мы получаем письма из Западной Европы, из Америки. Люди переживают, как здесь всё развивается. Почему те, кто против нас протестует, не учитывают мнение тех, кто поддерживает нас? Нас поддерживают такие же граждане Украины, такие же жители Киева, такие же люди. Почему наши противники требуют, чтобы они были ущемлены в своих желаниях и в своих правах?
LB.ua: – То есть вы, как я понял, надеетесь на здравый смысл...
Протодьякон Антоний: – Да. Верующий человек – кем бы он ни был – должен понимать значение восстановления Десятинной церкви. Сюда приходят многие с экскурсией, им говорят: вот, здесь началась Русь, здесь был княжий град... Что они видят здесь? Что они могут здесь увидеть? Если бы нам не ставили палки в колёса, здесь бы уже велась работа. Мы предпринимаем всевозможные усилия, чтобы сохранить этот памятник, а нам всячески стараются помешать. Было заседание Священного Синода, было сделано официальное заявление по поводу строительства. Было чётко определено, что Украинская православная церковь идёт на сотрудничество с учёными, с археологами, с властями. Нас не хотят слушать. Мы же не идём ни с кем на конфликт – это к нам приходят конфликтовать, это нас начинают терроризировать.
Ночью с четверга на пятницу, 27-28 октября, в деревянной церкви рядом с “фундаментом” Десятинной состоялось богослужение. Началось оно в полночь. Смысл: обращение к давним временам христианства, когда службы проходили именно ночью. Протодьякон Антоний как бы “пригласил” меня на это богослужение – мол, вдруг оно сделает репортаж полнее?
И, надо признать, богослужение просто поразило меня. Это была первая служба в русской Церкви в нетюремных условиях из тех, что я видел, на которой мужчин было больше, чем женщин.
Даже на фотографиях со служб, которые проводит патриарх, и с церковных мероприятий, в которых участвует патриарх, можно увидеть, что женщин всегда присутствует больше, чем мужчин.
Наблюдатели ныне, кстати, ищут ответ на вопрос о том, почему же так получилось, что в 20-м веке Церковь выжила благодаря старушкам, а теперь вот живёт благодаря женщинам.
Что ж, церкви, расположенной в столь важном для православных месте, по-видимому, удалось изменить этот тренд на женское доминирование в пастве. Возможно, атмосфера как бы “осады” так подействовала? Возможно, это ещё один символ преодоления результатов большевистского террора – тот факт, что Церковь будет жить и благодаря мужчинам?