Актер, выступавший против политики властей, найден мертвым в своей квартире в Москве
Алексей Девотченко в спектакле на фестивале "Золотая Маска". Март 2014 года
Как сообщается, тело Девотченко было найдено в его квартире на Алтуфьевском шоссе. По одной из версий, смерть наступила в результате несчастного случая, по другой – актера убили. Об убийстве со ссылкой на неназванные источники сообщает в своем "Живом журнале" и актер Станислав Садальский. Вместе с тем, как сообщает управление Следственного комитета по Москве, признаков насильственной смерти Девотченко "выявлено не было", проводится доследственная проверка.
С 1990-х годов артист работал во многих петербургских театрах, а с 2011 по 2012 год – в Московском театре юного зрителя, с 2012 года – в труппе Московского Художественного театра имени Чехова.
Девотченко снимался в телесериалах и художественных фильмах – широкую известность ему принесла роль в сериале "Бандитский Петербург". В 2011 году Девотченко отказался от звания "Народный артист России" и двух государственных премий, заявив, что не хочет получать награды из рук Владимира Путина.
Алексей Девотченко был известен своей активной гражданской позицией: был членом "Объединенного гражданского фронта" в Петербурге, принимал участие во многих акциях оппозиции: в этом году, в частности, в созыве Конгресса интеллигенции "Против войны с Украиной и пропагандистской истерии", в "Марше правды" за свободу СМИ и против пропаганды:
Алексей Девотченко – о "Марше мира":
"Что говорить, когда патриарх во время пасхального богослужения призывает молиться за Медведева и Путина, а те воспринимают это как должное? О чем можно говорить, когда жажда власти, жажда сильной руки в нашем народе так велика, что он готов проголосовать за любого, на кого укажет перст уходящего диктатора? О чем можно говорить, когда большинство в нашей государственной Думе составляет такое алчное, злокачественное и порочное политическое большинство под названием "Единая Россия"? Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы не видеть всю неконституционность и нелегитимность нынешнего режима" – выступление Алексея Девотченко на оппозиционной акции в Санкт-Петербурге 1 мая 2008 года:
В начале 2012 года сообщалось, что Алексей Девотченко был избит неизвестными в московском метро.
Алексея Девотченко высоко ценили многие его коллеги. Вот что, в частности, в интервью Радио Свобода говорил об этом актере кинорежиссер Андрей Хржановский – после премьеры спектакля "Записки сумасшедшего" (режиссер – Кама Гинкас), в котором Алексей Девотченко сыграл главную роль:
Девотченко в "Записках сумасшедшего"
– Просто грандиозный актер редкостного темперамента и редкостного технического аппарата, что сейчас вообще встречается чрезвычайно редко – невероятно пластичного, музыкального и поэтичного в сущности своего творчества.
В 2011 году Алексей Девотченко дал большое интервью корреспонденту Радио Свобода Татьяне Вольтской – после премьеры спектакля "Вальс на Прощание".
По словам депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Бориса Вишневского, Алексей Девотченко был гениальным актером и безупречным гражданином:
– Леша был одним из символов нашего гражданского сопротивлени я безобразиям властей. Он участвовал во всех протестных митингах, выступал, читал стихи, призывал к сопротивлению, очень резко всегда высказывался, никогда ничего не боялся, не боялся назвать мерзавцев — мерзавцами, зло — злом, чудовищное — чудовищным. Не боялся призвать к свержению обезумевших властей. Поэтому так сейчас и воспринимается его гибель. Мы не знаем точно, что там случилось, но общее впечатление — это шок, опустошение, потрясение. Леша был гениальный артист, Леша был потрясающий гражданин, образец мужества, бесстрашия. При этом он всегда был как большой ребенок, его все время преследовали какие-то жизненные неурядицы, он был отнюдь не так востребован, как это должно было соответствовать его таланту, ему страшно не везло, с ним все время что-то приключалось. Мы все старались помогать ему, мы понимали, что это — гений, живущий рядом с нами, надо его поддерживать и как-то беречь.
По мнению поэта, обозревателя Радио Свобода Елены Фанайловой, судьба Алексея Девотченко оказалась в определенном смысле гамлетовской:
– Странно, что Девотченко никогда не играл Гамлета. Cейчас кажется, что последние сцены шекспировской трагедии поразительным образом описывают произошедшее, рифмуясь даже с интерпретациями канала Lifenews и другими "сливами" от правоохранителей. Финальная история Девотченко оказалась смертельной дуэлью с самим устройством жизни, дуэли нельзя было избежать, век вывихнут, и скверней всего, что он рожден восстановить его. Клинок оказался отравленным. Герой лежит в луже крови. Точнее, сейчас его уже покрыли траурными знаменами. Просвещенный зритель знает, что скоро должен появиться Фортинбрас со своими военными. Дальше – тишина.
Как написал Аркадий Бабченко, “неважно, убийство ли это, или несчастный случай, бытовуха или политика”. Для ужаса и тоски зрителя действительно почти неважно, кто физически наносил эти удары, хотя при обычном знании анатомии сложно поверить в версию алкогольного самоистязания, распространяемую следствием. Смерть Девотченко символична; сеть, откликнувшаяся мгновенным почти биологическим стоном, фонит страхом, и это страх политического убийства актера-активиста. Судьба Девотченко в России – судьба гения и анфан-террибля, резкого и последовательного критика власти, любимца публики и лучших режиссеров. Последним даже сочувствуешь: вероятно, в некрологах им придется как-то очень аккуратно упоминать о политической позиции актера, равно как и о его алкоголизме, равно как и о его позиции по правам секс-меньшинств.
Если можно представить себе современный русский ремейк ”Гамлета” Козинцева, то на месте принца-Смоктуновского легко увидеть Девотченко; он принадлежит к тому же нервному и редкому типу русских актеров-интеллектуалов, к какому, например, относился и Виктор Гвоздицкий. Во всех троих есть изломанный и одновременно естественный рисунок, отражающий жизнь души. Это впечатление поразило меня в “Ревизоре”: Девотченко играл не Хлестакова, он играл чудовищного русского Гамлета.
Один из последних роликов в сети: на “Марше мира” Девотченко читает фрагмент “Стихов о неизвестном солдате” Мандельштама. Перефразируя классика, приходится сказать: в настоящей трагедии герой гибнет вместе с хором.