"Я не встречал более варварского народа, чем московиты" - миссионер Педро Куберо
Автор: Иллюстрации предоставлены Сергеем Куприенко Дон Педро Куберо.
XVII век дал миру многих известных путешественников: французов Жана Батиста Тавернье, Жана Шардина, немца Энгельберта Кемпфера, испанцев - торговца Педру Тейшейра, дипломата дона Гарсия де Сильву, миссионера дона Педро Кубер Себастьяна.
Именно последний является исключительной лицом - арагонец дон Педро Кубер (1645-1700) совершил первое кругосветное путешествие в восточном направлении и к тому же сразу суше и по морю, пересекая огромные пустыни, горные хребты, моря и опасные реки в течение 8 лет (1671- 1679). Ему принадлежат подробные описания крупных городов мира: Парижа, Рима, Венеции, Стамбула, Исфахана, Гоа, Мадраса, Пекина. Оставил дон Педро интересные упоминания и о Москве и Московии в своей книге "Паломничество миром" ("Peregrinación del mundo", которая имело три различных по объему издание в 1680, 1682 и 1688 годах).
Пересекая границу Литвы и Московии зимой 1674 года (единственное удобное время для путешествия болотистой местностью), Куберо увидел, что крестьяне живут в маленьких деревянных домиках с очагом посередине, в котором постоянно сжигают дрова, поддерживая жар, при этом все находилось в дыму. В этих домиках одновременно жил весь скот: куры, телята, коровы, свиньи, овцы. От этого люди в домах были грязные, и "свиные" на вид, как говорит сам автор, одетые в шкуры овечьи, бараньи и оленьи, а смрад стоял такой, что его "не сравнить с мертвыми собаками".
Там же он столкнулся с квасом, который делали из отрубей, и вонял он так, что пришлось закрывать нос. Дали ему попробовать и водки, но местные пьют ее с таким вкусом, что "нет лучшей вещи на свете". А образ жизни "крестьян настолько варварский, мерзкий, что среди варварских народов мира я не видел более варварского, чем этот". Он предположил, что это могло быть от слабой коммуникации с другими народами.
Московиты не имели права выходить за территорию царства, это разрешалось только послам и посланникам царя. И оставлять дороги, вырубленные топорами, опасно, потому что можно умереть в чаще, поскольку местность вокруг пустынна. Все главные дороги имеют стражников, особенно на границах царства. Поскольку всюду бескрайний лес, то местностей для проживания мало, только на полянах, где засевают пшеницу и овощи, привыкшие к морозам. И все "царство Московское, то есть сплошной лес".
Куберо добрался до города и крепости Смоленск, стоящей на берегах Днепра. Однако, по свидетельству испанца, местные называли реку иначе - Невель. А сама эта река, "ведет свой поток на юг, омывая землю Козачию, населения очень жестокое и храброе, и впадает в Понт Эвксинский, или Озеро Меотийское этих Казаков, иначе называемых Балаков, или Иетас, а это люди такие, что наводят страх и самые храбрые из тех, что есть в этом регионе, и сторона, к которой они присоединяются, считает счастливчиками полководца". Но Куберо все же позже проходил другим путем через опасные местности, где именно в то время восстал Стенька Разин, который захватил и разрушил Астрахань.
Интересно, что в Смоленске Куберо стал свидетелем контрабанды табака, который пытались ввезти польские купцы, ехавшие на закупку меха куницы и соболя. Но ввоз табака был царским указом запрещен под страхом смерти. За это им отрезали уши. И каким бы ни был приказ, его в точности выполнят, потому что "больше они уважают только своего Царя".
В Можайске он встретился с венецианским купцом Иосифом Корнаро, проживавшим в Москве. Корнаро рассказал, что вся Московия очень сильно пострадала от войн и нападений татар, которые сжигают все на своем пути. Встретил Куберо в Москве и российского посла в Пекине - Еспатарио, валаха по национальности (из Трансильвании), и он был его переводчиком, когда общался с царем. Еще он встретил: ирландца Диего Менесио, царского посла в Ватикане, еще одного ирландца Патрисио Гордонео, посла в Швеции, голландца Херонимо Франдроя.
В своем произведении миссионер писал, что Москва состояла из деревянных домов горожан и церквей, а самым главным храмом была церковь Святого Иоанна Крестителя у царского дворца. Колокол этой церкви показался Куберо едва ли не самым большим из тех, что он видел в жизни.
В Московии иностранцам запрещалось выходить из гостевого дома, разговаривать с кем-либо или видеть кого-то 15 дней, пока не будет разрешено увидеться с царем. Получив 22 декабря 1674 (за три дня до Рождества) аудиенцию у царя Алексея Михайловича (1629-1676), Куберо передал ему письмо от польского короля и высказал предложение провести мессу для католиков города Москвы. Но прежде чем ее провести ему пришлось получить лицензию от приближенного царя - боярина Артамона Сергея Матвеевича. На мессу собралось около 700 католиков (итальянцев, французов, валлонов, немцев, поляков)!
Автор: Иллюстрации предоставлены Сергеем Куприенко
Обложка книги Педро Куберо "Паломничество миром".
Испанца искренне удивило полное отсутствие по всей Москве учебных центров или Коллегий, поэтому, как он думал, люди там недалекие умом. Также дон Куберо был свидетелем церемонии благословения реки Москвы и захоронения знатной особы, и нескольких других обрядов.
Из Москвы его путь пролегал по рекам через поселение Моркуч, Коломна к Оке, Сергиевский Богоявленский Старо-Голутвинский монастырь, Новоселки, Рязань, Папино, затем Казимогрот, за которым начиналась азиатская Татария. Далее шел через Коп [Копанова], Муром, Новгород, Козьмодемьянск, Казань, Самару, Сызрань, Саратов.
В конце концов он прибыл в Астрахань, малонаселенный тогда города. Куберо сообщает, что другое название у реки Волги была Рааьа (так ее называли древние космографы). Он опроверг сведения древних и современных ему карт, где изображались берега этой реки безлюдными, а они на самом деле оказались очень густо заселенными, поэтому он так подробно описал свой путь по ней, вспоминая названия поселений и народов. Большинство названий он записывал через переводчика, поэтому они могут иметь ошибки.
В Астрахани Кубер узнал как заготавливают осетровая икра (которую он название "улесте", но неизвестно на каком языке) и как сушат рыбу, самую вкусную из всех, что он ел в своей жизни. В городе он даже встретил сына воеводы, а тот воевода до этого служил послом в Испании (возможно, речь идет о сыне Хуана Кареньо Миранды, находившемся в Испании в 1668 году или сыне Петра Потемкина, которого царь отправил к испанскому двору в 1667 году, чтобы заключить договор против турецкого султана). Сам город напоминал путешественнику один большой госпиталь, так как все жители ходили покусанные москитами и чесались. Через три месяца, то есть в мае 1675 года, вместе с послом московского царя, отправленном к персидскому царю, Куберо отправился морем в дальнейший путь в Дербент (Дагестан).
В Дербенте дон Педро встретился с французом Жаном Шарденом (1643-1713), который впоследствии оставил детализированное описание руин Персеполя. Теми же путями, что и дон Педро, одновременно прошли венецианец Амброзио Бембо (1652-1705), который шел из Алеппо, француз Франсуа Пети де ла Круа (1653-1713). Далее его путь пролегал через Иран, Индию, Цейлон, Мальдивы, Сиам, Малайзию, Филиппины, Мексику, после чего он вернулся в Испанию в 1679 году. |