Разрыв шаблонов: бандеровцы установят памятник евреям
Инициативу тризубовцев построения памятника "Жидовскому боевому куреню" поддержали во всей Украине.
В инициативную группу по созданию оргкомитета по вопросу установления в Тернополе памятника Соломону Ляйнбергу вошли научные работники, представители духовенства, общественно-политические деятели, предприниматели из Тернополя, Киева, Львова, Одессы, Камянского (оккупационное название Днепродзержинск), Дрогобыча, Черновцов.
Уже создали и оргкомитет по вопросу установления памятника поручителю УГА (см. внизу). Место для установления памятника Соломону Ляйнбергу, как сообщают в пресс-службе "Тризуба", инициаторы видят в исторической части Тернополя, а именно: на площадке, на углу бульвара Шевченко и улицы кн. Острожкого. В настоящее время там рядом расположены Тернопольская областная филармония (бывший дом "Мещанского братства") и здание Тернопольской райбольницы (бывшая "жидівська лічниця").
Состав оргкомитета по установлению в Тернополе памятника поручику УГА Соломону Ляйнбергу (языком оригинала):
Голова - Іван Сута, член ВО "Тризуб" ім. С. Бандери, громадсько-політичний діяч, художник, член НСЖУ, м. Тернопіль. Телефон: 096-951-70-08.
Заступник з наукових питань:
Олег Баган, Голова Науково-ідеологічного центру (НІЦ) ім. Д.Донцова, кандидат філологічних наук, публіцист, доцент Дрогобицького державного педагогічного університету ім. Івана Франка, м. Дрогобич. Телефон: 097-143-10-12.
Заступник з організаційних питань:
Петро Шимків, Голова правління Тернопільського обласного об’єднання «Просвіта», громадсько-політичний діяч, м. Тернопіль. Телефон: 096-668-88-17.
Члени оргкомітету - 18 прізвищ, серед яких імена відомих діячів ВО «Тризуб» ім. С.Бандери, ОУН і УНР, українські громадські і політичні діячі, історики, юристи, доктора філологічних наук, публіцисти, професори, доценти, скульптори, художники, письменники, драматурги, краєзнавці, священики УГКЦ з Січеславщини (Дніпропетровськ), Одеси, Києва, міст Західної України.
Свое согласие работать в оргкомитете консультантами выразили также другие ученые, художники, работники музеев, архивов, библиотек, и представители общественных и политических организаций Украины.
Кстати
Во время Первой мировой войны 1914-1918 гг. Соломон Ляйнберг был поручиком 15-го пехотного полка имперской австрийской армии, а после провозглашения ЗУНР (Западно-Украинская Народная Республика) - командир еврейской милиции в Тернополе.
В июне в 1919 г. Ляйнберга назначили командиром Жидовского куреня УГА. Он отметился в боях с поляками. После разгрома Украинской Галицкой Армии часть бойцов, среди которых был и Соломон Ляйнберг, вернулись в Галичину, которая на то время была уже под Польшей. В Тернополе его замордовали в местной тюрьме (по другим данным — в лагере для интернированных военнопленных Украинской Галицкой Армии) в 1920 году.
Источник
На постсоветском пространстве Москва навязала лубянские мифы и представления об отношениях евреев к национально-освободительному движению украинцев на основе стереотипов советской пропаганды: погромы, украинские националисты-юдофобы, участие украинских полицаев в Холокосте и т.д. В этих домыслах хорошо применены кремлевские технологии, которыми восхищался сам Геббельс.
Однако объективный исследователь не может не отметить неправомерность таких представлений об украинско-еврейских взаимоотношениях в переломные моменты истории Восточной Европы. Уже документально подтверждены факты участия евреев в национально-освободительном движении 1940-х годов, в Украинской повстанческой армии (УПА) и т.д.
В ходе борьбы с московским фашизмом бандеровцы отказались от наиболее радикальных идей тоталитарного национализма и сменили лозунг ”Украина для украинцев” на другой – ”Свобода народам – свобода человеку!”.
В феврале-марте 1943 года националисты на территории православной Волыни создали УПА. Повстанческая армия приняла в свои ряды несколько тысяч украинцев и представителей других национальностей – татар, грузин, азербайджанцев, армян, узбеков, русских. К концу 1943 года в ней состояло около 15 тысяч повстанцев, опирающихся на разветвленную структуру бандеровского подполья и широкую народную поддержку.
На этом вооруженном этапе украинского освободительного движения документально фиксируется участие в нем евреев. Тут, очевидно, можно предполагать, что деятельность украинских повстанцев была не чужда евреям – выходцам с Украины, для которых украинский язык нередко был вторым, а возможно и первым родным языком.
Вот как описывает участие евреев в украинском Сопротивлении и.о. руководителя ОУН(б) в 1941-1943 годах Николай Лебедь: ”Большинство врачей УПА были евреи, которых УПА спасала от уничтожения гитлеровцами. Врачей-евреев считали равноправными гражданами Украины и командирами украинской армии. Здесь необходимо подчеркнуть, что все они честно исполняли свой тяжкий долг, помогали не только бойцам, но и всему населению, объезжали территории, организовывали полевые больницы и больницы в населенных пунктах. Не покидали боевых рядов в тяжелых ситуациях, даже тогда, когда имели возможность перейти к красным. Многие из них погибли воинской смертью в борьбе за те идеалы, за которые боролся весь украинский народ” (Лебедь М. Українська Повстанська Армія, ії генеза, ріст і дії у визвольній боротьбі українського народу за Українську Самостійну Соборну Державу. Ч. 1. Німецька окупація України. (Репринтне видання) – Дрогобич, 1993, с. 69).
В радиограмме в Центр 30 октября 1943 года руководители одного из коммунистических партизанских отрядов Бегма и Тимофеев сообщали: ”Националисты в Домбровице мобилизовали всех портных для изготовления теплой одежды на зиму. По последнему распоряжению штаба националисты сейчас принимают к себе всех, кроме поляков. В данное время [среди] националистов много евреев, особенно врачей” (Боротьба проти УПА і націоналістичного підпілля: інформаційні документи ЦК КП(б)У, обкомів партії НКВС-МВС, МДБ-КДБ. 1943–1959. Книга перша: 1943–1945. Літопис УПА. Нова серія. Т. 4. Київ – Торонто: „Літопис УПА”, 2002, с. 107).
Отмечали участие евреев в УПА и советские репрессивно-карательные органы. Специальная докладная записка начальника управления контрразведки ”Смерш” 1-го Украинского фронта генерал-майора Осетрова секретарю ЦК КП(б)У Никите Хрущеву повествует о задержании 1 февраля 1944 г. ”активного члена ОУН, еврея” Лейбы Иосифовича Домбровского (псевдоним ”Валерий”). Из текста следует что он, уроженец села Ольшаница Ракитнянского района Киевской области, 1910 года рождения, с 1929 по 1941 года состоял в ВКП(б). Окончил юрфак Киевского университета. В начале советско-германской войны был призван в Красную армию и, участвуя в боях, в 1941 году был ранен и попал в немецкий плен. Изменив фамилию, имя, отчество и национальность на украинца Леонида Панфиловича Дубровского, ему удалось вырваться из нацистской неволи. Поселившись в городе Ровно, он в конце 1941 года установил связь с Организацией украинских националистов и с началом вооруженной борьбы в 1943 году стал сотрудником политического отдела Украинской повстанческой армии (ЦДАГОУ, Ф. 1, оп. 23, спр. 930, арк. 115-116). Здесь нужно подчеркнуть, что речь идет о наивысшей политической структуре УПА.
Работая в политотделе, Лейба Домбровский написал ряд ”контрреволюционных националистических листовок, брошюр и воззваний”, в которых он ”клеветал на Советский Союз”, заявлял, ”что Москва угнетает народы не русской национальности”, призывал угнетенные народы ”к вооруженной борьбе с советским государством”. Среди подготовленных им материалов – воззвания к узбекскому, таджикскому, армянскому и другим народам. В августе 1943 года обвиняемый написал брошюру ”Как московский царизм покорял народы”.
Интересно, что, согласно этому документу, не националисты втянули его в ОУН, а он сам ”установил связь” с бандеровцами (из-под палки вряд ли будешь писать пламенные воззвания и брошюры). Кстати, о подобных инициативах других евреев свидетельствует отрывок из отчёта одного из руководителей тыла военного округа УПА ”Зарево”, описывающий ситуацию около города Костополь в Ровенской области УССР в августе 1943 года: ”Национальных меньшинств в этих трёх районах нет, за исключением нескольких евреев, которые в последнее время добровольно пришли к нам работать…” (Волинь і Полісся: УПА та запілля 1943-1944. Документи і матеріали. / Упор. О. Вовк, І. Павленко. Літопис УПА. Нова серія. Том 2. – Київ – Торонто, 1999, с. 245).
Одним из лучших врачей в отряде УПА имени Ивана Богуна, который базировался в южной части Волынской области, был амбулаторный врач Шая Давидович Варма (”Скрипач”). Исходя из протокола допроса после ареста в августе 1944 года органами НКВД, он родился в Варшаве в 1909 году (Літопис нескореної України. Документи, матеріали, спогади. Т. 1 – Львів: Просвіта, 1993, с. 413-416). Учился один год во Франции, в 1937 году окончил Варшавский медицинский институт, супругу звали Бронислава. До 1939 года работал в еврейском госпитале в Варшаве. Потом, во время германско-польской войны, спасаясь от гитлеровцев, выехал в городок Владимир-Волынский на Западной Украине, где работал врачом-эпидемиологом, а позже стал врачом сельской амбулатории, коим и работал в годы немецкой оккупации. Был мобилизован в УПА в мае 1943 года, находился там до августа 1944 года, за это время вылечив, согласно его собственным показаниям на допросе, 200 украинских повстанцев.
До нас дошли воспоминания о Шае Варме бывшей разведчицы УПА Галины Островецкой (”Коханской”): ”Варма был хорошим врачом, который в бункерных условиях делал сложные операции, он чудесно играл на скрипке, с которой никогда не расставался. Ему и псевдоним дали ”Скрипач”. Когда выпадала свободная минута, повстанцы собирались на лесной поляне, приглашали Варму, который играл для них. Его все любили и берегли” (Берекета Б. Багряними шляхами // Голос України. № 119 (369) 26.06.1992. С. 13). По свидетельству Галины Островецкой, за деятельность в УПА Шая Варма был приговорен к двадцати годам концлагерей.
По воспоминаниям сотенного УПА В. Ниновского (”Грабенко”), действовавшего в северной, лесной части Ровенской области, врачом в его батальоне был еврей из города Ровно под псевдонимом ”Чёрный”. По словам автора, когда было много раненых, доктор ”Чёрный”, кроме УПА, постоянно бывал на санитарных пунктах, чтобы оказывать помощь крестьянам, поскольку других врачей в том регионе не было (Медична опіка в УПА. Літопис Української Повстанської Армії. Т. 23. – Торонто – Львів: Літопис УПА, 1992, с. 79). По воспоминаниями офицера УПА В. Новака (”Крылатый”), действующего в северной лесной части Волынской области, в том регионе было три госпиталя. В них работали украинские и еврейские врачи. Последних ”вырвали из немецких когтей, где они раньше или позже были обречены на смерть”. Автор называет доктора-еврея ”Белого”, который находился в УПА со своей женой. По словам В. Новака, доктор был одним из лучших врачей военной округи УПА ”Турив” (Медична опіка в УПА. Літопис Української Повстанської Армії. Т. 23. – Торонто – Львів: Літопис УПА, 1992, с. 82).
Заслуживают специального цитирования слова об одном из наиболее известных врачей УПА, настоящее имя которого, к сожалению, пока скрывается под псевдонимом ”Кум”. По некоторым данным, он происходил из города Стрый, Львовской области. Воспоминания об этом человеке оставил в 1949 году один из видных командиров УПА в Карпатском крае сотник Владимир Федыняк (”Хмель”). Сам автор погиб в 1951 году, а его воспоминания пылились в архиве КГБ Украины до последних времен.
Повествующий рассказывает о больших облавах войск НКВД на территории Калушской округи зимой 1946 года. В той горно-лесной местности находился госпиталь под руководством доктора ”Кума”. И далее: ”Доктор ”Кум” – известная фигура в УПА. Его знали тысячи повстанцев. Он был в УПА от основания У(краинской) Н(ациональной) С(амообороны) (так первоначально назывались отряды УПА в Галиции – А.Г.). Вначале был врачом сотни ”Сыроманци”, потом в батальоне ”Гайдамаки”, в офицерской школе ”Олени” (два выпуска), и наконец руководителем госпиталя в Марыни. Доктор ”Кум”, по национальности еврей, к нам был искренне привязан, и хоть Организация (ОУН) разрешила ему после прихода большевиков выйти и легализоваться, он выбрал делить долю и недолю с нами дальше, а при надобности – честно погибнуть. Какой кристальный характер! У меня была возможность с ним часто встречаться и разговаривать. Доктор ”Кум” был оптимистом, верил в нашу победу. Один раз, уже при большевистской действительности, я с ним встретился в Марыни и спросил: почему он не пошёл с доктором ”Максимовичем” (ещё один врач-еврей, который в 1943 году работал в офицерской школе УПА “Олени” (Ткаченко С.Н. Повстанческая армия (Тактика борьбы) / Под общ. ред. А.Е. Тараса / Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000, с. 41) – А.Г.) на легализацию? Он мне так ответил: ”Знаете, пан поручик, какую боль мне принесло то известие, что вы хотите от меня избавиться. Я принадлежу к категории тех людей, которые добро долго помнят. Во время немецкой оккупации Организация (ОУН) спасла меня от смерти, почему же я должен быть ей неблагодарным и не помогать повстанцам строить Украину? Я верю, что себя не посрамлю, а вам могу не раз пригодиться” (ДА СБУ, спр. 376, т. 66, арк. 500-501). 23 января 1946 года к госпиталю приблизилась спецгруппа войска НКВД. Легкораненные начали отступать, а здоровые начали выносить тяжелораненных из бункера. За этой работой застали их первые выстрелы. Тогда погиб доктор ”Кум”, поручик ”Клименко” и 12 человек медперсонала и раненых. Девятерым отступающим удалось спастись. ”Доктор “Кум”, – по словам автора воспоминаний, – сдержал слово. Он не посрамил ни себя, ни УПА”.
Источник: «Корни», № 25 (январь-март 2005 г.), Москва-Киев, стр. 133-141.
*****
В апреле 2008 года на общественных исторических слушаниях «Евреи в украинском освободительном движении», проводившихся СБУ совместно с Украинским институтом национальной памяти, историк В.Вьятрович заявил о том, что жена Романа Шухевича Наталья в сентябре 1942 — феврале 1943 года прятала у себя соседскую девочку-еврейку Ирину Райхенберг.. Роман Шухевич помог с изготовлением для девочки новых документов на имя украинки Ирины Рыжко, по которым она значилась дочерью погибшего офицера Красной Армии, и что после того, как Наталья Шухевич была арестована гестапо, Роману Шухевичу удалось переправить девочку в сиротский приют при женском грекокатолическом монастыре василианок в Пилипове, близ местечка Кулыкив — в 30 км от Львова. Информация стала известна только в 2008 году после обнародования материалов архива СБУ.
"Движение украинских националистов не было антисемитским. Бандеровские лидеры спасали евреев в годы Холокоста и сражались вместе с ними в рядах Украинской Повстанческой армии (УПА)», – заявил историк В.Вьятрович, на основании рассекреченных архивов КГБ.
*****
П’ять копійок: Хотелось бы отметить, что политтехнология «разделяй и властвуй» является излюбленным приемом Московщины, собственно Российской империи, СССР и сегодняшней Российской псевдо Федерации. Москва всегда стравливала и стравливает по сей день кавказские народы друг против друга, чтобы властвовать над этим регионом. Было и есть искусственное стравливание татар и башкортов. Из этой же серии миф об антисемитизме украинцев. Хотя на самом деле, именно имперская Москва исповедовала скрытую (бытовую), а иногда не прикрытую махровую юдофобию. Вспомните хотя бы лозунг «Бей жидов – спасай Расею!».
Разумеется, черные страницы двусторонних взаимоотношений существуют у большинства народов мира. Но, в 21 веке глупо пенять на фобии к какой-либо национальности. Исключения составляют существующие по сей день империи, в т.ч. и Российская Федерация. |